Идея создать специальный фонд для более качественного управления землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности, и более полного вовлечения их в хозяйственный оборот не нова: ещё в 2012 году она озвучивалась Николаем Фёдоровым – тогдашним министром сельского хозяйства. В 2015 году в послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил о необходимости вовлечения в оборот «миллионов гектаров пашни». Помимо прочего тогда же было предложено изымать неиспользуемые земли у неэффективных собственников и реализовывать их на аукционе. Уже в 2016 году в Гражданский кодекс была введена соответствующая статья. В 2017 году премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым было дано поручение Правительству о проработке вопроса вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Предлагалось разработать ряд законодательных поправок, включая установление повышенной ставки налога на земельные участки, которые не используются в хозяйственной деятельности, ужесточение административной ответственности для собственников неиспользуемых земель и, напротив – введение специальных мер государственной поддержки тем сельхозпредприятиям, которые будут восстанавливать неиспользуемые земли.
В мае текущего, 2019, года премьер отчитал профильных чиновников за медленное исполнение поручения. Оказалось, что ещё осенью 2018 года Минсельхоз представил свои предложения в правительство, однако часть из них не была согласована Минфином и Минэкономразвития. Дмитрий Медведев поручил ускорить процесс согласования позиций министерств под его личным контролем. Ряд источников указывает, что в настоящее время прорабатывается вопрос создания земельного фонда, куда войдут как федеральные земли, так и сельхоз земли, находящиеся в собственности муниципальных образований, регионов, и земли, изъятые у не использующих их по назначению частных собственников. Предполагается, что управлять этими землями станет специально созданная унитарная некоммерческая организация.
Какова сейчас ситуация с сельхоз землями?
По состоянию на 01 января 2018 года (более актуальные данные пока не опубликованы) площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла более 380 миллионов гектаров или более 22% всего земельного фонда Российской Федерации. При это лишь немногим более половины этой площади составляют собственно сельскохозяйственные угодья, то есть пашни, сенокосы, пастбища и так далее. Остальное составляют лесные площади и земли под лесными насаждениями (именно в составе сельхоз земель – земли лесного фонда, составляющие более 65% всего земельного фонда страны, учитываются отдельно), земли под дорогами и под застройкой, земли под водными объектами и другие земли. Основную часть отнесённых к несельскохозяйственным угодьям земель - 54% или более 101 миллиона гектаров – составляют земли, предназначенные для северного оленеводства.
Таким образом, собственно сельхозугодий у нас не так уж много, во всяком случае, если говорить о доле в общей территории нашей страны. Всё-таки в абсолютном выражении это площадь, сопоставимая со всей территорией Мексики или Индонезии. Однако используется из всей этой площади по разным оценкам от 56 до 80%. К причинам неиспользования земель можно отнести процессы деградации земель как природного, так и антропогенного характера, нецелевое использование земель, финансовые проблемы хозяйств (по информации Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году общая площадь земель, принадлежавших ликвидированным хозяйствам составила более 15,5 миллиона гектаров), естественное выбытие малопродуктивных земель, являющееся следствием развития технологий сельского хозяйства, интенсификации использования земель и концентрации производства и так далее.
Единственную позитивную причину снижения доли используемых сельхоз земель – интенсификацию их использования - можно проиллюстрировать данными о производстве зерна. Если в 1978 году в СССР посевная площадь составляла 115 миллионов гектаров, на которых выращивалось 127 миллионов тонн зерна, то в 2017 году на 47 миллионах гектаров собрано почти 137 миллионов тонн. Времени прошло довольно много, но прирост производительности всё равно впечатляющий.
Зачем создаётся фонд?
Основной целью объединения земель в единый фонд является повышение эффективности контроля их использования и упрощение и одновременное совершенствование процесса вовлечения их в хозяйственный оборот. Более эффективное использование земли сельскохозяйственного назначения может способствовать повышению уровня жизни сельского населения, увеличению числа рабочих мест, развитию экспорта и обеспечению продовольственной безопасности государства. Экспертами отмечается, что на сегодняшний день простота и открытость взаимодействия с местными властями и наличие свободных участков зачастую являются ключевыми факторами при выборе места для реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. В случае, если информация о всех доступных земельных участках по стране со всеми их характеристиками будет собрана в одном месте, а процедура их приобретения в аренду или в собственность будет единой и понятной для всех заинтересованных лиц, это может в значительной мере способствовать развитию аграрной сферы.
Создание фонда может усложнить и процесс выбытия сельхоз земель, связанный с их переводом в другие категории и под другие виды использования, включая застройку различными коммерческими и жилыми объектами. Кроме того, благодаря расширению информационной базы, которая будет в распоряжении такого фонда, можно будет более эффективно распределять субсидии, ведь основная часть территории Российской Федерации относится к зоне рискованного земледелия. При этом более 60% сельскохозяйственных земель находится в государственной собственности, однако лишь около 6 миллионов гектаров находятся в собственности Российской Федерации, еще 10 миллионов гектаров – в собственности субъектов, около 13 миллионов – в муниципальной собственности, основная же часть – более 225 миллионов гектаров – относится к неразграниченной государственной и муниципальной собственности. Так что сосредоточение всей информации в одних руках в действительности может повысить эффективность использования этих земель.
