Реализация программы развития цифровой экономики осуществляется практически во всех отраслях экономики от медицины и социальной сферы до банковского сектора.
В 2019-2020 годах приняты и вступили в силу нормативные акты, создающие основу для регулирования правоотношений в рамках цифровой экономики. В частности, уже действуют:
- Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» – с 1 октября 2019 года;
- Федеральный закон от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2020 года.
Цифровизация экономики приводит к появлению новых видов активов и новых объектов учета, которые требуют новых подходов к порядку их классификации и признания в бухгалтерском и налоговом учете.
Как следствие, на рынке аудита и консалтинга становятся востребованными, в частности, услуги по разработке методики учета и аудиту цифровых финансовых активов. Соответственно, возникает необходимость применения единого подхода для регулирования операций с цифровыми активами и установления их правового статуса.
С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это цифровые права, включающие:
- денежные требования,
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,
- права участия в капитале непубличного АО,
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.
Указанный закон будет регулировать:
- отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении ЦФА,
- особенности деятельности оператора информсистемы, в которой выпускаются ЦФА, и оператора обмена ЦФА,
- отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в России.
Что следует знать
- Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения (изменения) записей в информсистему на основе распределенного реестра, а также в иные информсистемы.
- Вид и объём прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть зафиксированы в решении об их выпуске.
- Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого правообладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему ЦФА. Эти записи смогут вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели.
- ЦФА учитываются в системе, в которой они выпускаются. Записи о ЦФА можно будет вносить или изменять только по указанию лица, которое выпустило эти активы, а также лица, являющего правообладателем.
- Банку России дается право определять признаки ЦФА, которые вправе приобретать только квалифицированные инвесторы.
- Сделки с ЦФА возможно будет совершать через оператора обмена ЦФА. Операторами смогут стать кредитные организации, организаторы торговли и другие юридические лица, включенные Банком России в специальный реестр.
- Требования Закона не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учёт и обращение бездокументарных ценных бумаг.
Вместо ставшего уже привычным термина «криптовалюта» в Законе № 259-ФЗ используется термин «цифровая валюта».
Цифровая валюта – это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информсистеме, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных.
Согласно поправкам, принятым к ряду действующих законов, цифровая валюта признается имуществом, в частности, для целей законов о банкротстве, об исполнительном производстве, о противодействии коррупции. Из этого следует, что на цифровую валюту может быть наложено взыскание.
При этом права, связанные с обладанием цифровой валютой, российские юридические и физические лица смогут защищать в суде только при условии, что они проинформировали о наличии у них такой валюты и сделок с ней в установленном порядке. Порядок информирования регламентируется законодательством о налогах и сборах.
В то же время Законом № 259-ФЗ установлен запрет на приём цифровой валюты в оплату товаров, работ, услуг и на распространение информации о предложении и (или) приёме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.
