Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая заключается в замене традиционных налоговых проверок онлайн-взаимодействием на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой подход позволяет обеспечить выявление налоговых рисков и урегулировать спорные налоговые вопросы, в том числе на этапе планирования операций и заключения сделок, что, в свою очередь, помогает предупреждать возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций.
В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 105.26 НК РФ к системе налогового мониторинга могут подключаться организации, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов за предшествующий год – не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря предшествующего календарного года – не менее 3 миллиардов рублей.
Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р утверждена Концепция развития и функционирования системы налогового мониторинга (далее – Концепция), которая, в числе прочего, предполагает снижение пороговых критериев для подключения к системе налогового мониторинга, а именно:
- показателя совокупной суммы налогов – до 100 млн руб., с учетом уплаченных сумм НДФЛ и страховых взносов;
- минимальных требований к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов – до 1 млрд. руб.
При этом подать заявление в ФНС о подключении к налоговому мониторингу сможет компания, которая соответствует одному из установленных критериев.
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить:
а) расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга:
- к 2022 году - до не менее 3879 плательщиков;
- к 2024 году - до не менее 7827 плательщиков;
б) увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20 процентов в год;
в) повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 10 процентов в год;
г) снижение доли рисков высокого и среднего уровней, не обеспеченных контрольными процедурами, в общем количестве рисков, выявляемых налоговым органом при проведении налогового мониторинга, на уровне не ниже 5 процентов в год;
д) повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20 процентов в год;
е) снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 5 процентов в год;
ж) повышение доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока, установленного пунктом 5 статьи 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации, в общем количестве мотивированных мнений налоговых органов, направленных по запросам плательщиков, на уровне не ниже 5 процентов в год;
з) повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков, служащих основанием для отражения в учете фактов хозяйственной жизни и (или) для подтверждения правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, на уровне не ниже 10 процентов в год.
Важную роль в процессе массового перехода на режим налогового мониторинга, несомненно, будут играть аудиторские организации, имеющие возможность оказывать консультационные услуги в комплексе с услугами по автоматизации. В частности, квалифицированные консультанты предлагают:
- Детальное изучение готовности организации к проведению налогового мониторинга, в том числе анализ системы внутреннего контроля и системы управления рисками организации на предмет их соответствия требованиям ФНС России и эффективного функционирования при переходе на режим налогового мониторинга.
- Подготовку регламента по переходу организации на режим налогового мониторинга.
- Консультационные услуги в период проведения налогового мониторинга, включая представление интересов Заказчика в налоговых органах, консультирование по подготовке отчетных материалов в соответствии с регламентом информационного взаимодействия с ФНС, анализ исполнения компанией Заказчика регламента информационного взаимодействия в ходе проведения налогового мониторинга.
