Мифы и факты о внутреннем контроле

Мифы и факты о внутреннем контроле

Как известно, в соответствии со ст. 19 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а в случае, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту – внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На практике же в среде малого и среднего бизнеса эти требования часто не выполняются в силу того, что руководство предприятия либо не готово идти на дополнительные затраты, либо не видит способов, как можно организовать такой контроль эффективно. Безусловно, организация внутреннего контроля – это серьезный процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что предприятие действует эффективно, обеспечивает сохранность активов и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соблюдает действующее законодательство. При этом контрольные процедуры являются очень индивидуальными и напрямую зависят от масштабов и характера деятельности конкретного экономического субъекта. Единственное, что является общим для всех – это риск-ориентированный подход.

Чтобы система внутреннего контроля (СВК) была эффективной, руководству необходимо, прежде всего, выявить и оценить риски, связанные с достижением целей организации, и затем определить, какие следует предпринять действия, чтобы снизить эти риски до приемлемого уровня. Однако построению эффективной СВК зачастую мешают мифы и стереотипы, сложившиеся в бизнес-среде.


Миф первый состоит в том, что внутренний контроль начинается со строго определенного набора политик и процедур и для организации СВК достаточно написать регламенты и инструкции. На деле внутренний контроль начинается с правильной контрольной среды.

Контрольная среда – это совокупность элементов, характеризующих каждую организацию как уникальный объект.

Элементами контрольной среды являются:

     • Организационная структура;
     • Философия и стиль управления, подход к принятию и управлению бизнес-рисками;
     • Порядок распределения полномочий и обязанностей, подчиненность и подотчетность сотрудников;
   • Кадровая политика и практика: принципы и правила, регулирующие подбор кадров, обучение, повышение квалификации персонала; профессиональная ориентация; условия продвижения по службе; организация и оплата труда;
   • Характеристики лиц, отвечающих за корпоративное управление, в том числе независимость от руководства, опыт, участие в аналитической работе, сложность решаемых вопросов, взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами;
   • Установленные руководством квалификационные требования (компетенции) по конкретным должностям, работам и работникам (так называемое «стремление к компетентности»);
   • Информирование о принципе честности и этических принципах организации.


Контрольная среда системы внутреннего контроля малого предприятия, как правило, существенно отличается от контрольной среды крупных и средних предприятий. Например, в силу вовлечения собственника в процесс управления одни риски могут снижаться, другие, наоборот, возрастать. Соответственно, и ключевые контроли также будут различаться.

Второй распространенный миф: внутренний контроль относится к сфере финансов, бухгалтерского учета и отчетности. На самом деле внутренний контроль – это неотъемлемая часть всех аспектов бизнеса.

Миф номер три состоит в недопонимании сути внутренних контролей, которые представляются, главным образом, в виде запретов, некоего списка действий, которые не следует совершать. Наоборот, правильно организованные внутренние контроли позволяют все делать правильно с первого раза.

Еще одним заблуждением является предположение, что внутренние контроли отнимают время и только отвлекают от основной деятельности. Конечно, если внутренний контроль встроен в бизнес-процесс, на него требуется определенное время. Но с его помощью организации удается минимизировать сбои в бизнес-процессе и избежать потерь, которые, как правило, существенно выше, чем затраты на организацию контроля.

В то же время важно помнить о необходимости соблюдать баланс и не допускать, чтобы затраты на контрольные процедуры превышали эффект от их внедрения. Этот принцип является одним из ключевых в организации эффективной системы внутреннего контроля организации.

Главный же миф заключается в следующем: внутренний контроль осуществляют внутренние аудиторы. Несмотря на важность функции внутреннего аудита, который помогает компании в достижении ее целей с помощью повышения качества управления рисками, системы контроля и управленческих процессов, а также позволяет выявлять события и операции, которые препятствуют эффективной деятельности организации, ответственным за внутренний контроль и владельцем внутреннего контроля в организации является менеджмент.

В отношении СВК служба внутреннего аудита проводит проверку ее эффективности, выявляет недостатки и незакрытые риски и информирует о них руководство.

На практике функции внутреннего аудитора все чаще передаются на аутсорсинг или косорсинг.

Косорсинг – это разделение функций между подразделениями экономического субъекта и внешней аудиторской организацией. Внешнего аудитора имеет смысл привлекать на стадии создания службы внутреннего аудита, а также для решения отдельных задач в процессе ее функционирования. Например, аудиторские организации могут оказать помощь в оценке рисков компании при составлении годового плана аудита. А при выполнении отдельных заданий в течение года услуги по косорсингу адаптируются под существующий в организации план аудита.

К аутсорсингу функций внутреннего аудитора прибегают, как правило, небольшие и средние компании, которым содержать штат внутренних аудиторов на постоянной основе нецелесообразно.

Фактически для предприятий малого и среднего бизнеса привлечение внешнего аудитора для целей проверки эффективности СВК, выявления недостатков и получения своевременных рекомендаций является оптимальным решением.