Изменения в полномочиях Росреестра

Изменения в полномочиях Росреестра
С 01 января 2017 года по 01 января 2020 года длился переходный период, отведённый для перехода субъектов Российской Федерации на осуществление кадастровой оценки по правилам, установленным Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Если до этого проведение кадастровой оценки и её оспаривание регулировалось Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а во время переходного периода применялись оба закона, то с 2020 года данная сфера полностью переходит на регулирование «профильным» законом.

Сама кадастровая оценка проводится специально созданными для этой цели в каждом из субъектов Российской Федерации государственными бюджетными учреждениями. Росреестр же осуществляет надзор за проведением государственной кадастровой оценки, публикует её результаты, ведёт Фонд данных государственной кадастровой оценки, формирует перечень объектов для её проведения. Также по старым правилам при местных отделениях Росреестра создавались комиссии по оспариванию кадастровой стоимости, обращение в которые требовалось, чтобы изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости в связи с выявлением ошибок при её определении или в связи с установлением рыночной стоимости объекта на уровне ниже, чем кадастровая стоимость (строго говоря, на уровне, отличном от кадастровой стоимости – в том числе и выше неё, однако, поскольку кадастровая стоимость в основном воспринимается исключительно как налогооблагаемая база по налогу на имущество или земельному налогу, случаи, когда кто-то обращался в комиссию за её повышением – а значит и повышением налога - являются исключительной редкостью).

Действующий порядок оспаривания выводит комиссии из ведения Росреестра, хотя его представители сохраняют в них место. Теперь комиссии создаются местными органами власти, их состав включает не менее 5 членов, при этом чиновники должны составлять не более половины членов комиссии.

В состав членов комиссии в обязательном порядке входят:

   • Представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации
   • Представитель Росреестра
   • Представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации
   • Кроме того, в состав комиссии могут входить представители иных местных и федеральных органов исполнительной власти, представители саморегулируемой организации оценщиков, предпринимательского сообщества, уполномоченного по правам человека и так далее.

Нужно сделать оговорку, что обязательность включения в состав комиссии не равнозначна обязательности присутствия на каждом её заседании, поэтому и без того законодательно установленная не в пользу органов власти пропорция «не более половины чиновников в составе» может превращаться в тотальное превосходство представителей предпринимательского и оценочного сообщества на отдельно взятом заседании комиссии. Кроме того, при равенстве голосов, решение принимается комиссией в пользу заявителя, что делает новую систему достаточно лояльной к обращающимся за снижением кадастровой стоимости и как следствие – налогового бремени. Да и само по себе обращение в комиссию стало не обязательным – оспорить кадастровую стоимость можно и без него, сразу обратившись с соответствующим заявлением в суд. Также новые комиссии рассматривают только обращения, связанные с установлением кадастровой стоимости на уровне рыночной на основании отчёта об оценке – с обращениями, связанными с выявлением ошибок при проведении кадастровой оценки, теперь нужно обращаться в профильные бюджетные учреждения, эту оценку проводящие.

При этом не все субъекты Российской Федерации успели провести кадастровую оценку по нормам, установленным новым законом – в ряде регионов всё ещё действуют её результаты, определённые в рамках закона об оценочной деятельности. В этом случае по-прежнему действуют комиссии при Росреестре.

Пока нет информации о том, будут ли аккумулироваться и публиковаться результаты оспаривания кадастровой стоимости в новых комиссиях. Во всяком случае, на данный момент Росреестр публикует такие сведения только по комиссиям, находящимся в его ведении. Тем не менее, можно посмотреть статистику за прошедший год:

общее число обращений в комиссии снижение кадастровой стоимости в комиссиях

Количество обращений и количество объектов, в отношении которых были обращения в комиссии, предсказуемо снизились, хотя пока и не очень существенно по сравнению с 2018 годом (41 000 обращений против 51 000 годом ранее и 68 000 объектов против 89 000). Уменьшилась и суммарная величина снижения кадастровой стоимости по всем оспоренным объектам в совокупности – 477 млрд рублей против 607 млрд годом ранее. Зато относительная величина снижения существенно увеличилась – с 21% до 35%.

Обращения в суды же показали рост по сравнению с 2018 годом по всем показателям – и по количеству (с 16 000 до 22 000 исков, и с 30 000 до 40 500 объектов), и по относительному (с 41% до 45%) и по абсолютному (с 718 млрд до 781 млрд рублей) снижению – возможность обращения в суд без предварительного похода в комиссию сыграла свою роль:

общее число обращений в суды снижение кадастровой стоимости в судах

Теперь, если соответствующая статистика будет публиковаться, интересно будет посмотреть, как изменит (если изменит) ситуацию смена подведомственности комиссий.

Новые полномочия Росреестра



Подведомственность сменил и сам Росреестр – его руководитель, Виктория Абрамченко, пошла на повышение, заняв должность вице-премьера Правительства Российской Федерации, а Росреестр вывели из подчинения Минэкономразвития, переподчинив его напрямую правительству. Ведомство теперь сможет напрямую, по согласованию с вице-премьером Викторией Абрамченко, назначать или лишать должности руководителей и заместителей руководителей территориальных управлений.

Также Росреестр получил полномочия по выработке государственной политики в сфере оборота земель и земельных отношений, за исключением сельхозземель и вопросов перевода в другие категории земель водного фонда и особо охраняемых природных территорий. Помимо этого, Росреестр будет определять требования к документам для предоставления земли без торгов и правила и порядок проведения торгов по продаже или аренде земель.

В усилении позиций Росреестра некоторые аналитики видят перспективу усиления контроля за сферой недвижимости, как в части налогообложения права собственности (что не совсем вяжется с потерей Росреестром контроля над комиссиями по оспариванию кадастровой стоимости), так и в части аренды жилой недвижимости, хотя и не до конца ясно, какое отношение к этой сфере имеет Росреестр. Так или иначе, вес ведомства возрос, и ближайший год покажет, как это повлияет на подконтрольные ему сферы.