Интеллектуальный капитал: проблемы отражения в финансовой отчетности

Интеллектуальный капитал: проблемы отражения в финансовой отчетности

За последние десятилетия современное общество претерпело значительные изменения. Наиболее значимыми факторами, обусловившими эти изменения, можно считать информационные технологии. В разные экономические эпохи приоритет в производстве принадлежал различным ресурсам: от природных и трудовых в доиндустриальном обществе, материальных — в индустриальном, интеллектуальных и информационных — в постиндустриальном. В современных экономических условиях именно знания и информация в значительной степени определяют потенциал компании, ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

На протяжении последних десятилетий ученые в своих исследованиях различных экономических, социально-политических процессов уделяют особое внимание интеллектуальному капиталу. Его следует отличать от родственных по звучанию и смыслу других терминов. Одно из схожих понятий — интеллектуальная собственность. Данный термин является юридической категорией и закреплен в нормативных актах. Зачастую понятия интеллектуальная собственность и нематериальные активы используются как синонимы. В международном стандарте оценки имущества указано, что нематериальные активы раскрываются через свои экономические характеристики, к примеру, не имеют материально-вещественной формы, предоставляют владельцам определенные права и преимущества, повышая при этом прибыль. В российской практике к нематериальным активам относят исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе изобретения, полезные модели, промышленные образцы, «ноу-хау», базы данных и т.д. Разные подходы можно встретить к решению проблемы, возникающей в связи с отнесением объектов к нематериальным активам и их классификации, поскольку они являются смешанными по составу, способу использования, степени ее влияния на результаты деятельности компании и финансовое положение.

Заслуживает внимания соотношение понятий интеллектуального капитала и деловой репутации. Появление понятия «гудвилл» сопряжено с попыткой ученых, практиков, экономистов объяснить разницу, возникающую между балансовой и рыночной стоимостью активов компании. В научных и экономических публикациях под гудвиллом обычно понимают совокупность неосязаемых активов, которые обеспечивают компании дополнительные экономические выгоды и конкурентные преимущества. В перечень таких активов, как правило, включаются лояльность клиентов и партнеров, брэнд, уникальные технологии, научные знания и т.д. Важно подчеркнуть, что учет гудвилла в системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) регулируется несколькими стандартами.

Рассматриваемую совокупность неосязаемых активов или ресурсов в широком смысле можно представить как права на интеллектуальную собственность, информационные ресурсы, торговые марки, так и способности, навыки, компетенции и т.д. В связи с разной направленностью и наличием специфики компонентов интеллектуального капитала ни одна из методик не может рассматриваться как универсальная. Более того, разработку методов измерения интеллектуального капитала осложняет то обстоятельство, что традиционные методы экономических оценок и измерений базируются на принципах бухгалтерского учета и в современных условиях не являются адекватными. Так, голландский исследователь Даниэл Андриссен, профессор и специалист в области интеллектуального капитала, подверг критике классический бухгалтерский метод двойной записи в отношении интеллектуального капитала как противоречащую его сущности. В качестве примера приведен товарный знак в составе нематериальных активов, который в процессе эксплуатации амортизируется, передавая часть своей стоимости на вновь создаваемый продукт, уменьшая при этом свою стоимость. Вместе с тем, со временем, он не только не теряет своей ценности, но и способен ее приумножать. В этой связи активы компании целесообразно оценивать не только балансовой ее стоимостью, но и формирующими ее рыночными факторами.

Таким образом, интеллектуальный капитал можно представить как активы, включающие в себя результаты мыслительных процессов, которые невозможно отделить от сотрудников, и знания, накопленные и реализованные в деятельности структурных подразделений и организации в целом. При этом некоторые активы могут быть оценены и признаны как объекты бухгалтерского учета и отражены в финансовой отчетности, другие, не имеющие денежного измерения, пока остаются не раскрытыми.